МурКон

Главная

Как все начиналось...

МурКон на ВолКе

Грим и костюм

Фото с игр и фестивалей

Тексты, рассказы, стихи

Контакты

Ссылки

Статья о гриме и костюме кошки

 

Формирование и воплощение
художественного образа. Костюм и грим.

Юлия Лязгина(Золушка) г. Тольятти.
E-mail: julianna007@rambler.ru

Часть практического семинара в рамках МурКона.

Итак, что же такое "художественный образ"?
X. о. — содержательная форма, свойственная всем видам и жанрам художественного творчества. В искусстве человек воспринимает не только то, что непосредственно сообщается его зрению или слуху, не только само действие, но и тот предмет, что кроется за ним. Сущность того, что принято называть X. о., в том и заключается, что он в ограниченной форме выражает безграничное, в немногом выражает многое, в отдельном — общее. (Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. — М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ»).


Этапы формирования и воплощения художественного образа:
1.Появление идеи. Как возникает идея образа? (вдохновение может давать литературное, художественное, музыкальное произведение; образ собирается из отдельных черт различных персонажей и т.п.).
2. Сбор материала по теме (поиски дополнительной информации, всестороннее изучение предмета).
3. Анализ н сортировка отобранного материала.
4. Реализация задуманного (раскрытие внутреннего содержания):
а) Вживание в образ (начинается еще на этапе сбора материала или раньше, поскольку человека "цепляет" то, что в нем уже есть);
6) Поиск средств передачи образа (стереотип действий, пластика, речь, и др.).
в) Визуализация образа (работа над костюмом, гримом и т.п.).

Форма призвана отражать содержание.Таким образом грим и костюм нужны актеру для того, чтобы помочь передать особенности персонажа и создать целостный художественный образ. Грим дополняет костюм (в особенности если речь идет о зверином образе). Поэтому при выборе средств художественной выразительности (СХВ) грма необходимо учитывать особенности костюма. в противном случае голова будет просто "отрываться" от туловища.
Достичь гармонии в г. и к. можно при выборе цвета и других СХВ.

Средства художественной выразительности (в данном случае)-линия, пятно, тон, цвет, фактура и т. д. Так же можно использовать симметрию и асимметрию. Стремясь передать внутреннее напряжение и противоречивость образа, лучше всего проибегнуть к асимметричному г. и к., т.к. хаотично расположеные линии и пятна вызывают ощущени перменчивости, в то время как симметричное или хорошо уравновешенное расположение элементов чаще говорит о спокойствии.

Костюм — это система определённым образом подобранных предметов одежды, обусловленная предназначением. (Мы в быту говорим о деловом костюме, свадебном, форменном, театральном, маскарадном, национальном, траурном и т. д.) Костюм даёт внешнюю характеристику человеку, определяя его пол, возраст, национальность, социальный и культурный статус, эстетический уровень, характер, а подчас и психическое состояние. Костюм Плюшкина (бабий халат весь в заплатах) говорит о его болезненной скупости, а растерзанная рубаха и спущенные чулки принца Гамлета — о нервном расстройстве не меньше, чем слова и поступки этих знаменитых персонажей. Костюм может дополняться гримом, татуировкой, причёской, украшениями, знаками различия. Но не обязательно всем сразу. Так, парадный наряд камбоджийской принцессы предусматривает несколько килограммов драгоценностей, но исключает обувь. А у новобранцев фактически нет причёски. (Современная энциклопедия "Мода и стиль". Глав. ред. В. А. Володин. — М: Аванта+, 2002. — 480 с.; ил. 15ВМ 5-94623-014-Х).

Очень важный момент - функциональность костюма. Прежде чем приступить к изготовлению костюма, нужно решить - где, в каких условиях, он будет ипользован. От этого во многом зависит выбор материалов и деталей.

То же и с гримом.
Грим (от фр. grime - букв. «забавный старикан») — это искусство изменять внешность при помощи специальных красок, пластических наклеек, подтяжек и постижерных изделий (парика, бороды, усов, бакенбардов, ресниц и т. п.). Грим является одним из компонентов спектакля, оболочкой художественного образа. Гримироваться нужно самостоятельно. т.к никто кроме самого артиста не знает, какие черты на данный момент лучше всего отражают его психологическое состояние.
Грим не должен быть мертвой маской, повторяющейся раз за разом. В зависимости от настроения и возможностей он меняется (сохраняя, разумеется общий характер линий и пятен; и цветовую гамму) это позволяет образу развиваться. В след за внутренними изменениями приходят внешние-и накаплиавется опыт.

Работая над созданием художественного образа персонажа, актеру приходится одновременно искать внешние и внутренние средства для пердачи его характерности. Если художник для воплощения идеи использует холст, кисти, краски, скульптор-мрамор, дерево, глину, То актер-себя самое. Его материалы-голос, тело, мысли., и что всего авжнее-чувства. Актер призван творить из себя самого, оставаясь при этом самим собой. «Я в предлагаемых обстоятельствах» — формула, которую вывел К. С, Станиславский (Алексеев). Далее пояснил: «Идти к образу от себя». Но идти, а не стоять на месте. Идти «от себя», а не «к себе». Иногда работа над внешностью персонажа позволяет актеру лучше понять его внутренний мир:
"..побочный ход к душе артиста — от внешнего к внутреннему, от тела к душе, от воплощения к переживанию, от формы к содержанию." Например "счастливая случайность" в работе над ролью Сотанвиля в "Жорже Дандене" помог Константину Сергеевичу "раскрыть" роль в себе: "...Дело подходило уж к генеральным репетициям, а я все еще сидел между двух стульев. Но тут, на мое счастье, совершенно случайно я получил «дар от Аполлона». Одна черта в гриме, придавшая какое-то живое комическое выражение лицу, — и сразу что-то где-то во мне точно перевернулось. Что было неясно, стало ясным; что было без почвы, получило ее; чему я не верил — теперь поверил. Кто объяснит этот непонятный, чудодейственный творческий сдвиг! Что-то внутри назревало, наливалось, как в почке, наконец — созрело. Одно случайное прикосновение — и бутон прорвался, из него показались свежие молодые лепестки, которые расправлялись на ярком солнце. Так и у меня от одного случайного прикосновения растушевки с краской, от одной удачной черты в гриме бутон точно прорвался, и роль начала раскрывать свои лепестки перед блестящим, греющим светом рампы. Это был момент великой радости, искупающий все прежние муки творчества. С чем сравнить его? С возвращением к жизни после опасной болезни или с благополучным разрешением от бремени? Как хорошо быть артистом в эти моменты и как редки эти моменты у артистов! Они навсегда остаются светлой точкой, манящей к себе, путеводной звездой в исканиях и стремлениях художника..." И это не единичный пример.

Важную роль костюмы и грим сыграли в нашумевшем мюзикле "Кошки", поставленного сэром Эндрю Ллойдом Уэббером:

"Мюзикл наделал много шума, посетившие представление не могли забыть не только музыку, но и гримы, парики, костюмы. Лица напоминали кошачьи мордочки, для этого брался светлый тональный крем или белая краска и затем подводились глаза, по форме напоминавшие кошачьи, брови, нос, рот. Рисовались тонкие усы, не было наклеек, налепок, которые утяжеляли бы грим. Большую роль играли цветные парики — белый с черным, рыжий с черным, черный с синим, с серым, темно-фиолетовый, малиновый, завитые как настоящие кошачьи головки с ушками. В гриме сохранено лицо человека, волнистые, прямые линии грима не изменяют лицо до неузнаваемости.

Грим выполнен в линеарной манере, нет объема, все плоско и четко, без полутеней. На некоторых лицах рисунки нанесены асимметрично, например, на одной кошачьей мордочке на белой маске правый глаз затемнен черной краской, у другой кошки — бежевое пятно с левой стороны. Некоторые гримы не носят сильной росписи лица, подчеркнуты только глаза и брови, у других — наоборот, высветлена площадка вокруг носа, и рот, подкрашенный красной краской, находится как бы в пене. Рисунок кошачьих полос не требует строгого повторения, может быть импровизация на тему «кошачья мордочка». Роспись лица полосами выглядит очень рельефно, эффектно. При выполнении грима надо не копировать зверя с предельной точностью, а, подчеркнув его характерные черты, показать и лицо исполнителя. Так и в мюзикле «Кошки» должно присутствовать реальное лицо человека.

Удачным дополнением грима является костюм, который состоит из комбинезона с нашитыми нитками, имитирующими кошачью шерсть, на руках — длинные перчатки в широкую полоску, на ногах — гетры также в полоску. Жабо, воротники, боа из синтетических ярких волокон, нитей, дополняющие костюм, делают грим участников мюзикла более оригинальным.

Грим может быть выполнен как жирными гримировальными красками, так и сухими, которые применяют при работе с макияжем. Сейчас гримеры, визажисты работают с аквагримом, который не мажется, удобен при мобильной игре актеров. «Кошки» постоянно в движении, они танцуют, прыгают, носятся по сцене, поэтому лучше воспользоваться красками для макияжа. Перед тем как остановиться на каком-либо варианте, надо перепробовать несколько, выбрав наиболее оптимальный. Грим в мюзикле «Кошки» удачен, он эффектно выглядит, способствует успеху постановки, поэтому так важно его выполнение на профессиональном уровне."
(Сыромятникова И. С. "Искусство грима и макияжа". М.: РИПОЛ классик, 2005.)


Замечательный грим и костюмы в отечественном детском мюзикле "Мама". Множество различных "звериных" образов, характер движений и речи, а так же организация пространства делают мюзикл целостным произведением. В целом, что касается "звериного" грима, особенности диктует внешний вид выбранного животного. Для кошачьих характерны четкий контур глаз с ярко выраженными черными слезниками у внутреннего края глаз, чуть приподнятые у переносицы брови, выбеленные области под глазами и над верхней губой, отрисовка носа и усов. Все остальное зависит от окраса характера выбранного животного. Прежде чем приступить к процессу нанесения грима, лучше всего распечатать на принтере фотографию, и потренироваться на ней обычными цветными карандашами (рис. 1). А затем - долгие часы перед зеркалом...


Технические приемы грима.

Существуют два основных приема работы по гриму — это живописный и скульптурно-объемный (иногда применяется смешанный).

Живописный прием в гриме предусматривает использование гримировальных красок. Техника его выполнения близка к живописи, так как выразительными средствами того и другого являются цвет, линия, светотень. При помощи линий в гриме передаются контур формы, очертания деталей лица, глаз, губ, бровей, характер складок и морщин. Линия в гриме должна быть четкой, плавной, ровной. Можно пользоваться смешанным приемом, используя краски и налепки.

Линейное изображение не передает объемного ощущения, оно плоскостное. Линейный грим сохранился до настоящего времени в китайском и японском театрах, также в цирке и на эстраде. Часто линейный грим имеет условный характер.

Подготовка лица к гриму.
Все лицо покрывают слоем вазелина или крема, жира. Это делается для того, чтобы предохранить поры лица, создать скользящую эластичную поверхность. Смазывание лица происходит от центра к краям указательным пальцем легко и плавно, не нажимая сильно на кожу и не втирая. Нанесенный крем (жир) необходимо промакнуть бумажной салфеткой или куском алигнина. Это немного подсушит кожу, но влажность останется. Жировая основа дает возможность распределять гримировальные краски без труда, так как создается удобная для дальнейшей работы поверхность. Сухие гримировальные краски легче распределяются по протертому жиром лицу. Если пользоваться жирными красками, которые содержат большое количество вазелинового масла, то перед гримированием лицо можно не смазывать. Снимают грим пластмассовым ножичком или алигнином. Гримировальные краски. Подробнее о них можно почитать в книге Сыромятниковой И. С. "Искусство грима и макияжа". ( М.: РИПОЛ классик, 2005.).

Образ богини Баст и статуэтки Кошки Баст.
Грим и костюм для павильонной игры. Возможно - для бала.

Функция: Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку. Была богиней плодородия, покровительницей детей, охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов. Начало появления культа: вторая Династия. Поклонялись до I в. н.э. Генеалогия: дочь и жена бога солнца Яа, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.

Иконография: Изображалась в виде женщины с головой кошки. Атрибут. Музыкальный интрумент систр. Священное животное: кошка, отражавшая проворство и силу богини. Центр культа. Бубастис на востоке дельты Нила. По свидетельству греческого историка Геродота в этом городе стоял самый прекрасный храм Египта. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних праздненств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь. После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Готовую мумию зашивали в льняной саван или заключали в саркофаг и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. В конце прошлого века возле деревни Бени-Гасан в Нижнем Египте было найдено несколько десятков тысяч кошачьих мумий. Поклонение кошке в Египте было настолько велико, что в 525 г. до н.э., как гласит предание, это привело к ужасным последствиям. Персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. Камбизу пришла в голову блестящая мысль: по его приказу каждый солдан укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались. Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию. (Бернар Брие. Дикие кошки. М.: Диалог, 1995) Отождествление: Мут, почитавшиеся как око Ра Уто, Тефнут, Сехмет и Хатхор из-за чего приобрела функции солнечного Ока. В Древней Греции - Артемида, Афродита.

Идея создания образа появилась в момент проведения мысленной параллели между образом домашней кошки и историей изобразительного искусства и религии. Поскольку культ кошки берет свое начало в Египте, в работе над внешним обликом персонажа помогло изучение изобразительного искусства Древнего Египта (в основном - скульптура). (Имеется в виду ИЗО Египта вцелом, а не какой-то определенный период).
На основе собранного материала выполнялись эскизы грима и костюма,

закупались ткани и прочие необходимые материалы. Поскольку речь идет все-таки о богине, образ вобрал в себя и черты крупных хищных кошек. Параллельно велась работа над погружением в образ. В этом очень помогала музыка - альбом ансамбля "Nomad" "Cairo", просмотр документальных фильмов о кошках, мюзиклов, изучение других материалов. И конечно же, наблюдение за живыми кошками во дворе, дома. (Это тема для отдельного исследования).
В соответствии с характером персонажа (как он был воспринят), а так же внутренним настроем наиболее подходящей в г. и к. оказалась симметрия. На выбор цветовой гаммы повлияла опять же скульптура, а так же то, что на черной основе замечательно смотрятся мех и золото. Немаловажна и символическая роль цвета: Золото (песок и солнце, радость и тепло) + бездонная чернота ночного неба, полная загадок и тайн. (рис. 7. Богиня-охранительница из гробницы Тутанхамона в Фивах. XIV в. до н. э.,

Статуя фараона в жреческом одеянии.).


"Статуэтка" Кошки Баст:
Черная основа - водолазка и лосины.
Прямое, сшитое по выкройке-основе платье. Ткань - золотой велюр.
Наручи и поножи из искусственного золотистого меха.
Черные перчатки.
Меховые ушки (на креплениях - заколках).
На бедрах - пояс с монетками. ( К нему же крепится хвост).
Статуэтка готова ожить и закружиться в танце.
Но для полигона подобный костюм непригоден. (рис. 9)

Богиня Баст:
Основа - прямое платье (черный бархат - стрейч).
Черные шаровары.
Воротник, пояс, наручи, поножи из облегченного искусственного меха, имитирующего окрас хищной кошки.

В работе с гримом рассматривались различные варианты. Возможным представлялось использовать масляный грим, либо косметику. Наиболее приемлемым оказался второй вариант в силу многих причин:

Недостатки масляного грима:
Ложится плотным слоем.
Почти невозможно качественно отрисовать контур глаз-он тут же отпечатывается под бровью.
Сложно передавать мелкие детали.
Быстро смазывается и оставляет следы на одежде.
Не дышит кожа, в таком гриме жарко.
Поверх масляного грима не ложатся тени и карандаши.

Достоинства:
Влагоустойчивый.
Доступен, прост в изготовлении и использовании.
Легко накладывется кистью, пальцем.
Ярок.

Выбранный вариант:
Линейный грим-макияж выполненый при помощи обычной косметики.
Достоинства такого грима:
Легко комбинируется с другими видами грима (если их наносить сверху).
Не так легко смазывается, как масляный грим.
Есть возможность "поиграть"с линией (карандашом это сделать значительно проще, чем кистью).
Хорошо смотрится на близком расстоянии.

Материалы:
Матовые тени. Для Баст выбрана теплая цветовая гамма (коричневые и золотистые оттенки).
Косметические карандаши (лучше- механические). Черный и коричневый.
Кисти: белка №5 (мягкие, для работы с большими пятнами), синтетика №1, №2 (упругие, для мелких деталей), аппликаторы и ватные палочки (для исправления неверно проведенных линий).

Перед нанесением грима лицо смазывается кремом. Это позволит после легко снять его при помощи салфеток и молочка для снятия макияжа.

Этапы наложения грима: