Предоставляется возможность
самостоятельно формировать 25 – 30 %
учебного плана, т.е. учиться по тем
дисциплинам, которые вам больше нравятся.
«Профиль» с business week. 2
декабря 2001г.
Уильям саймонде (William C/ Symonds) из Бостона.
Business Week
Диплом on-line.
Все больше людей получают
образование в виртуальных университетах,
и это создает огромные возможности в сфере
образования.
Может быть, большие надежды на
развитие сетевой торговли и лопнули, как
пузырь от жвачки, но в академических
коридорах идея использования Интернета
для обновления, развития и даже получения
прибыли продолжает процветать.
В University of Maryland Universiti Colledge (UMUC)
число желающих записаться на курсы,
предлагаемые по сетевым каналам, в прошлом
учебном году увеличилось до 63 тысяч
человек. По сравнению с предыдущим годом
рост составил 50%. Обучаясь с
использованием Интернета, студенты UMUC
могут теперь получить около 70 степеней
и сертификатов. Доходы Universiny of Phoenix Online -
филиала крупнейшего некоммерческого
университета страны в закончившимся 31
августа финансовом году - увеличились на
76%, до 181 миллиона долларов, а прибыль
выросла на 82%, составила 32 миллиона
долларов. Столь блестящие результаты
привели к 80-процентному росту стоимости
акций Phoenix Online по сравнению с прошлым годом,
когда в проект был запущен Apollo Grup Inc, в
качестве пробного шара.
В январе программу
электронного образования начала
осуществлять и армия. В программе
участвуют 24 колледжа, и по ней занимаются 10
400 военнослужащих. Студенты eArmyU, так она
называется, бесплатно получают лэптоп и
принтер. Казна полностью оплачивает их
обучение. Неудивительно, что военные
рассчитывают на то, что по мере расширения
программы число желающих учиться таким
образом дойдет к 2005 году до 80 тысяч.
Сегодня почти половина их 4000
крупных колледждей и университетов в США
предлагают Интернет-курсы или используют
сеть как дополнение к обычным очным
занятиям. Таковы данные Iternational Data Corp.,
занимающейся исследованиями рынка. По
оценкам Джона Флоренса (John G. Flores), главы
некоммерческой U.S. Distance Learning Assn., на on-line
курсах американских учебных заведений,
дающих высшее образование, занимаются 2
миллиона студентов. А к 2006 году их может
стать 5 миллионов. И это не является
исключительно американским феноменом. То
же происходит и в развивающихся странах.
Такие курсы открывают новые
горизонты для наиболее динамично
растущего сегмента в сфере высшего
образования. Речь идет о взрослых людях,
которым трудно совмещать обычные занятия
в классах, работу и семью. Люди старше 25 лет
составляют половину таких студентов.
Большинство из них работают и образование
им нужно для карьерного роста.
Влияние сети сказывается и на
традиционных занятиях. Для большинства 18-24
летних сетевые курсы не могут заменить
обучения в колледже. Но от Massachusetts Institute of
Technology (MIT) до Wake Forest Universiti в Северной
Каролине колледжи используют возможности
Интернета для того, чтобы дополнить
материал учебников и сделать занятия
более живыми.
Е-образование еще предстоит
преодолеть много препятствий. Начать хотя
бы с того, что большую часть успеха следует
отнести за счет устоявшихся университетов
с хорошей репутацией (как, например, UMUC),
которые могут использовать свое имя в
качестве торговой марки для привлечения
студентов. Недавно созданные и
ориентированные на прибыль учебные
заведения сталкиваются с проблемами
аккредитации, то есть признания их
соответствия официальным нормам, а
малоизвестного, «неузнаваемого» названия.
На этом пути многие остаются на обочине,
включая BigWords.com - продавца учебников по
типу Amazon.com. И лишь немногим, как Phoenix Online,
удается делать деньги.
Массовый рынок. Качество
образования - это тоже проблема, из-за
которой многие е-студенты бросают это дело.
Следствием этого станет дальнейшая
перетряска и выбывание из игры
посредственных игроков. Многие колледжи
также еще не решили, сколько времени могут
их преподаватели уделять е-образованию. А
устаревшие правила затруднят получение е-студентам
финансовой помощи. Но даже если все эти
трудности будут преодолены, «Сетевое
образование никогда не будет таким же
качественным, как обычное обучение» -
считает Энди ДиПаоло (Andy DiPaolo), директор
Stanford Center for Professional Development, который
предлагает on-line курсы для инженеров.
Тем не менее, по оценкам
изучающей рынок образования и
базирующейся в Бостоне Eduventures.com, затраты
на получение высшего образования через
Интернет к 2005 году увеличатся более чем
вдвое. Нынешний экономический спад может
даже подстегнуть этот процесс, говорят
экономисты, поскольку в такое время многие
работники меняют профессию. Через 4-5 лет
on-line университеты могут занять ведущие
позиции сред высших учебных заведений,
считает Эндрю Розе (Andrew Rosen) из Testprep king Kaplan
Inc. Ей принадлежит несколько on-line колледжей,
включая Concord Law School - крупнейшую
виртуальную юридическую школу, в которой
получают образование 800 студентов.
Наконец, обширным рынком е-образования
могут стать развивающиеся страны, где в
ближайшие годы ожидается резкое
увеличение числа молодежи студенческого
возраста. Точно так же, как во многих таких
странах сотовые телефоны определили
обычные, Интернет в состоянии помочь и
массовому образованию - там, где учебных
заведений не хватает и нет средств на их
строительство.
По дороге к середине века
может получиться так, что «большинство
людей будут получать образование выше
среднего чрез Интернет», - полагает Алан
Джилберт (Alan Gilbert), президент University of Melbourne.
Этот университет, канадский McGill University и
еще более десяти других входят в U21 Global -
виртуальный университет, создаваемый
совместно с гигантом по производству
учебников Thomson Learning. Его цель - 100 тысяч
студентов, в основном из Азии, к концу
десятилетия.
Между тем из-за изменений в
структуре спроса на специалистов с высшим
образование растет спрос на е-обучение в
США. Например, д-р Майкл Кэйнер (Michael Kaner), 43-летний
дантист из пригорода Филадельфии, уже на
полпути к е-диплому по юриспруденции.
Вечерние занятия в местной юридической
школе были неудобны для него, поскольку
надо заниматься регулярно 12 часов в неделю.
Поэтому в 1999 году Кэйнер стал студентом
Concord Law School. И хотя на этот курс нужно
тратить 25-30 часов в неделю, здесь нет
регулярных занятий по расписанию и можно
заниматься тогда, когда у тебя есть для
этого время. «Только так я могу получить
степень по юриспруденции», - говорить
Кэйнер, который рассчитывает после этого
по совместительству заниматься и частной
юридической практикой, специализируясь на
делах, связанных с лечением зубов.
Точно так же и Джуди Роу (Judy Rowe),
которая в 60-е годы не хватило денег, чтобы
закончить колледж, в прошлом году смогла
получить степень бакалавра по психологии
в UMUC, работая стюардессой в American Airlines Inc.
«Я брала с собой лэптон и
выполняла задания в дороге», -
рассказывает Роу, которая теперь
подумывает о второй карьере - в области
психологии.
Затраты себя оправдают. Е-образование
подходит и военным, которым из-за частых
переездов трудно завершить курс. В прошлом
году армия заключила с PWC Consulting 453-миллионный
контракт на пять лет на создание
электронного университета, который мог бы
позволить военным, находясь где угодно,
получать образование в Kansas State University или
любом другом из 24 университетов, вошедших
в программу.
eArmyU уже сейчас изменил
жизненные перспективы сержанта Джереми
Диллинджера (Jeremy Dellinger) и таких, как он. Ему
22 года, и он планировал уйти из армии после
окончания первого контракта, чтобы
вернуться к учебе. Но теперь он начал
заниматься в eArmyU, чтобы получить степень
бакалавра в Troy State University в Алабаме. «Теперь
я могу получить диплом и продолжать делать
ту работу, которая мне нравится» - надеется
сержант-снабженец, проходящий службу в
Форт-Беннинге (штат Джорджия). Примерно 15%
военных е-студентов, как и Деллинджер,
продлили свои контракты с армией. Уменьшив
масштабы ротации военнослужащий «eArmyU мог
бы почти полностью окупить себя» -
говорить директора программы Ли Харви (Lee
Harvey). Ведь подготовка одного «зеленого»
новобранца стоит 70 тысяч долларов.
Компании и корпорации тоже
видят в е-образовании экономичный путь
повышения образовательного уровня
служащих. Ожидается, что к 2005 году их
расходы на е-обучение увеличатся более чем
в четыре раза - до 18 миллиардов долларов. В
прошлом году 200 тысяч служащих IBM получили
дополнительную подготовку через Интернет
программы. 75% курса Basic Blue компании для
новых менеджеров также работает on-line. Все
это позволило IBM в прошлом году сэкономить
350 миллионов долларов по статье «обучение
персонала» на командировочных расходах,
потому что не е-курсы не нужно ехать.
Однако, несмотря на
распространение высшего е-образования,
очень немногим частным провайдерам таких
услуг удается извлекать из этого прибыль.
В годы бума те, кто занимается
раскованными вложениями капитала,
инвестировали в компании по е-образованию
примерно 5 миллиардов долларов. Это данные
Адама Ньюмана (Adam Newman), старшего аналитика
Eduventures. com. По грубым оценкам, говорит он, 1
миллиард достался компаниям, которые уже
лопнули. Если не считать Proenix, то прибыльны
сейчас еще от силы полдюжины компаний, Для
таких, как Capella, Jones International, Cardean, главная
трудность - это малоизвестное название.
Трудно также получить аккредитацию, а это
основное условие для привлечения
студентов. Capella на это потребовалось пять
лет, в Jones ждали четыре года. Выпускники
Concord могут сдавать экзамен на право
заниматься юридической практикой в
Калифорнии, но Американская ассоциация
адвокатов все еще своей аккредитации не
дала.
«Киты» осторожничают. Даже
проект Phoenix Online, использовавший на всю
катушку славу реального University of Phoenix, в
первые шесть лет потерял миллионы,
утверждает Толл Нельсон (Todd S. Nelson),
генеральный директор Apollo Group. Чтобы
удержать студентов, Phoenix Online не
увеличивает число учащихся в группах.
Если оставить в стороне Phoenix
Online, то хорошо идет е-образование у
традиционных некоммерческих учебных
заведений. По подсчетам Фрэнка Мэйадаса (A.
Frank Mayadas), отвечающего за гранты на е-образование
в Alfred P. Sloan Foundation, на их долю приходится
почти 95% поступлений на учебу on-line.
Наиболее активно ведут себя колледжи
штатов и местные колледжи, использовавшие
в качестве преимуществ хорошо известные и
авторские названия, профессорско-преподавательский
состав и аккредитацию рассказывает
Мэйадас.
И, напротив, многие элитные
университеты проявили большую
осторожность, опасаясь обесценивания
своей марки. В Harvard Business School убеждены в том,
что невозможно воспроизвести их очные
занятия в группе on-line. «Мы никогда не будем
давать нашу степень MBA on-line», - заявляет
профессор Эрл Сэссер (W. Earl Sasser),
председатель HBS Interactive. Вместо этого здесь
разрабатывают программы е-обучения для
фирм. Преподаватели MIT также отказались
давать уроки on-line из опасения, что они, по
словам Стивена Лермана (Steven Lermar) из MIT, «отвлекут
от посещения реальных занятий».
Однако MIT использует Интернет
по-другому. В ближайшие пять лет здесь
планируют бесплатно разместить в
Интернете тексты лекций и дополнительную
литературу для домашних заданий по более
чем 2000 своих курсов. Проект называется
OpenCourseWare. Лерман называет это «услугой миру»,
но говорит, что это не заменит реального
обучения и поэтому преподаватели не
считают это угрозой классным занятия.
Некоторые другие учебные
заведения также рассматривают е-обучение
как прибыльную деятельность. С 1996 года Duke
University`s Fuqua School предлагает диплом MBA для
руководителей. В этих программах 65% работы
выполняется on-line и 35% - в классах. Эти
занятия проводятся во время обязательных
сессий, на которые за два года уходит 9-11
недель. Обходится такой диплом в 90 тысяч
долларов, а традиционное очное обучение
стоит 60 тысяч долларов. Несмотря на это
такие программы настолько популярны, что к
следующему году «у нас будет больше
студентов, занимающихся по нетрадиционным
программам, чем по программам обычного
дневного обучения», - говорит декан Fuqua
Дуглас Бриден (Douglas T.Breeden). Дополнительные
доходы дают Fuqua возможность вдвое
увеличить штат преподавателей.
«Работать активнее». Даже
колледжи, не занимающиеся е-обучением,
активно внедряют Интернет в повседневную
жизнь студенческих городков. Профессора
используют все – цифровых справочников до
обучающих Интернет- систем для того, чтобы
дополнить материалы учебников. Происходит
и переосмысление методики работы со
студентами в классе. MIT внес изменения в
свой обязательный курс физики. Здесь
обезличенная лекция для сотни студентов
была заменена живой работой самых
студентов, когда задачи, данные
преподавателем, вместе решают на лэптопе
группы из трех человек. В Wake Forest, где
лэптопы получают все студенты, вице-президент
Дэвид Браун (David G. Brown) предлагает
первокурсникам послать по электронной
почтой проекты своих докладов двум другим
студентам и одному из шести выпускников,
приглашенных Брауном. Затем Браун по
электронной почте рассылает доклады
сообщения со своими комментариями всем
студентам. «Студенты таким образом более
активно вовлечены в работу» - считает
Браун.
Высшее образование меняется
медленно, но е-обучение ускорило перемены.
Даже если для того, чтобы прочно занять
свое место, ему потребуются годы, одна цель,
о которой много говорят, уже достигнута:
больше взрослых людей без отрыва от работы
имеют возможность продолжить образование.
Напрашивается
вопрос, а где же взять средства на оплату
за обучение в Internet-университете???
Рекомендация, а вернее партнерский СОВЕТ!
Сначала поработайте, пройдите школу
работы в Internet, приобретите требуемые
навыки и заработайте в
"Проекте 21 Век"!.
Обучаем
(всех желающих старше 17 лет) и
трудоустраиваем!
Учиться
никогда не поздно, но и учить никогда не
рано!