Справка о деятельности Пензенского Союза потребителей по внедрению комплексного потребительского образования в г. Пензе
В Пензе проводится активная целенаправленная работа по внедрению комплексного потребительского образования.
Накоплен значительный опыт проведения уроков потребительского образования, внеклассных форм работы с учащимися, культурно-массовых, просветительских мероприятий:
- в 27 учебных заведениях в 1997/98 г. преподаются основы потребительских знаний отдельным курсом или в рамках других дисциплин (из них — 23 средние школы, 4 средне-специальные учебные заведения);
- постоянно проводятся уроки, лекции, беседы с учащимися, родителями, преподавателями учебных заведений;
- совместно с КонфОП проведена Международная конференция «Потребительское образование. Теория и практика» (март 1997 г.), результатом которой стало создание Международной ассоциации «Потребительское образование»;
- создан областной центр содействия потребительскому образованию;
- практически завершена разработка учебной тетради в логике учебника КонфОП «Потребительское образование»;
- ведётся разработка программы компьютерного тестирования учащихся по темам курса «Основы потребительских знаний»;
- созданы клубы юных потребителей в школах №№4, 29 г. Пензы;
- организована практика студентов коммерческого лицея и торгово-экономического техникума в Пензенском Союзе потребителей;
- проведён конкурс на лучшее сочинение по потребительской тематике;
- проведена викторина в областной газете «Счастливый случай»;
- организованы потребительские смены в профильном лагере «Юность» (июль 1997, январь 1998 года);
- проведено 2 семинара для преподавателей с участием специалистов КонфОП;
- постоянно работает творческая лаборатория для преподавателей по продвижению потребительского образования в школы (на базе института повышения квалификации учителей для преподавателей, ведущих курс «Основы потребительских знаний» — ежемесячно;
- на базе муниципального научно-методического центра образования — для преподавателей, готовящихся ввести курс «Основы потребительских знаний» в 1998-99 учебном году — ежемесячно);
- распространена периодическая литература, (в т. ч. журнал «СПРОС»), дидактический материал, методические пособия среди учителей, ведущих предмет «Основы потребительских знаний», силами и средствами Пензенского Союза потребителей.
При подготовке и проведении занятий в основном используется методика, предложенная Международной Конфедерацией обществ потребителей, учебник КонфОП, периодические издания. Учебно-методическое пособие «Потребитель в экономике» (В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко), на наш взгляд, не пользуется популярностью из-за чрезмерной сухости изложения материала, трудности его восприятия не только учениками, но и преподавателями.
Планируется:
- создание методического кабинета потребительских знаний;
- создание региональной молодёжной потребительской организации;
- создание клубов потребителей при учебных заведениях;
- разработка учебных тетрадей для школьников, студентов средних специальных учебных заведений, сборника кроссвордов;
- разработка компьютерных заданий, тестов по курсу «Основы потребительских знаний»;
- разработка пакета дидактических материалов к курсу «Основы потребительских знаний»;
- проведение городского конкурса КВН с потребительской тематикой среди ВУЗов и средних учебных заведений;
- участие команды-победительницы КВН в региональном конкурсе «ЭКО-Эрудит» в г. Тула;
- проведение городской школьной олимпиады «Я — грамотный потребитель» с участием команды-победительницы во Всероссийском конкурсе в г. Москве;
- обучение учащихся практике потребительского тестирования товаров;
- организация социологических опросов сверстников, родителей на потребительскую тематику, силами учащихся;
- организация потребительских смен для старшеклассников в профильном лагере (июль 1998 г.);
- подготовка учебных радио- и телепрограмм;
- обеспечение контактов учащихся разных городов России, зарубежных стран, изучающих «Основы потребительских знаний».
Вместе с тем имеют место проблемы, затрудняющие решение поставленных задач.
Прежде всего, это:
- разрозненность усилий по внедрению потребительского образования;
- плохая оснащённость школ города оргтехникой и видеоаппаратурой (большинство школ имеют в распоряжении устаревшую вычислительную технику, не позволяющую использовать современное программное обеспечение, требующее больших вычислительных мощностей);
- трудности в обмене опытом с коллегами-новаторами (Москва, Волгодонск, Тула);
- нехватка методических материалов для преподавателей курса «Основы потребительских знаний» (предложенный комплект учебников «Потребительского образования» для большинства школ и педагогов недоступен из-за дороговизны).
Для наиболее полного осуществления запланированного необходимо:
- наличие единого информационно-методического пространства, где идёт сбор, накопление, хранение, систематизация, анализ, обмен информацией о потребительском образовании;
- оснащение, как минимум, одного кабинета потребительского образования современной вычислительной, копировально-множительной техникой и видеоаппаратурой для использования в учебном процессе, подготовки методических материалов и пр.;
- обеспечение возможности работы на постоянной основе методистов потребительского образования;
- возможность изучения положительного опыта в других регионах;
- издание в достаточном количестве дешёвой учебной и методической литературы.
Планируемые мероприятия по использованию методического кабинета «Потребительского образования»
- проведение уроков (в т.ч. открытых) по курсу «Основы потребительских знаний» (6-8 часов ежедневно);
- проведение индивидуальных консультации преподавателей;
- проведение семинаров с преподавателями;
- организация заседаний клуба юного потребителя;
- разработка учебных тетрадей, компьютерных заданий, тестов;
- обработка результатов социологических опросов.
Для оснащения кабинета предполагается:
- формирование библиотеки потребителя (периодические изданий, учебники, методическая литература, дидактический материал, наглядные пособия);
- формирование видео- и фонотеки потребителя (видео- и аудио записи учебных потребительских программ центральных и местных средств массовой информации и пр.);
- формирование архива компьютерных игр, заданий, тестов и пр.;
- оснащение вычислительной и копировальной техникой, видео и аудиоаппаратурой.
Первоочередные задачи центра «Потребительское образование»
- создание оснащённого методического кабинета для обучения учащихся и подготовки преподавателей;
- обеспечение учителей методическими материалами;
- внедрение сквозного потребительского образования во все звенья образовательной структуры (начиная с дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями);
- подготовка учителей-специалистов (курсы, открытые уроки, индивидуальные консультации);
- внедрение в учебный процесс разнообразных методов обучения, с использованием компьютерных игр и тестов, видеоматериалов, информационных ресурсов всемирной компьютерной сети INTERNET;
- просветительская деятельность (лекции, беседы, связь со средствами массовой информации, распространение навыков потребительского поведения через культурно-массовые мероприятия (КВН, выставки, шоу, и т.д.) экскурсии, социальную рекламу);
- взаимодействие с государственными, общественными и предпринимательскими структурами;
- взаимодействие с потребительскими движениями других регионов и стран через INTERNET.