Диалог с потребителями по вопросам законодательства о ЗПП мы ведём уже не первый год. В рейтинге самых насущных вопросов, бытовое обслуживание занимает не последнее место. Жалуются на работу парикмахерских, мастерских по ремонту обуви, химчисток, швейных ателье и других предприятий, призванных облегчать наш быт.

Каждый из нас, хотя бы раз в жизни, был новосёлом. И предприятия службы быта предлагают сегодня самые разнообразные услуги для желающих сделать уютным свой дом: изготовление прочных входных дверей, современных жалюзи, мягкой и корпусной мебели и многое другое.

К сожалению, нередко потребителям при обращениях в предприятия службы быта приходится сталкиваться с неудовлетворительным качеством работ, а также стоит отметить некоторые упущения и несоответствия законодательству о защите прав потребителей отдельных условий договоров.

Пензенский Союз потребителей осуществил проверки ряда предприятий, предоставляющих бытовые услуги населению. Основные направления деятельности, пользующиеся наибольшим спросом в г. Пензе - изготовление мебели и предметов домашнего интерьера.

Проверки проводились на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами Закона РФ "О защите прав потребителей" и Правил бытового обслуживания.

Наиболее часто отмечались нарушения при доведении, а вернее не доведении, до потребителей в полном объеме достоверной информации об исполнителях услуг и применяемых ими правилах оказания услуг. Особенно, это касается индивидуальных предпринимателей. Отсутствие на вывеске нужных сведений о полном наименовании предприятия, его юридическом адресе (местонахождении), режиме работы, а для индивидуальных предпринимателей информации о номере свидетельства и органе, его зарегистрировавшем является потенциальным источником конфликтов - ошибка в выборе исполнителя, вида и условий заказываемой услуги.

Инспекторам Пензенского Союза потребителей в момент проведения проверки не всегда предъявлялись документы, необходимые для осуществления бытового обслуживания населения, хотя, сами документы имелись, но находились, не у работников, занимающихся непосредственным обслуживание клиентов и обязанных предъявлять их по первому требованию любого потребителя, а у бухгалтеров или у руководителей организаций, не часто бывающих на месте.

Информация об оказываемых услугах - перечень видов работ (услуг) и цены, в основном, доводится посредством прайс-листов.

Но особое значение для потребителей имеет правильность оформления заказа, полнота и своевременность заполнения необходимых сведений. Небрежность, чаще всего, допускается в заполнении дат приема и исполнения заказов.

Правилами бытового обслуживания предусмотрена письменная форма договора, которой может служить квитанция, наряд-заказ, контракт и иные документы. В договоре должны содержаться следующие сведения:

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Договор оказания услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.

Прием заказов проверенными предприятиями осуществляется разными способами:

В договоре, применяемом ЧП Чернецким А.А. (изготовление оконно-дверных блоков) условия об ответственности сторон и порядке разрешения споров противоречат Закону РФ "О защите прав потребителей". Так, исполнитель дает себе дополнительных пять банковских дней, после окончания срока установленного для исполнения заказа, в течение которого он не несет никакой ответственности. Данное положение противоречит ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей", установившего ответственность за просрочку исполнения заказа. Размер ответственности частный предприниматель сильно занизил - вместо положенных по Закону РФ "О защите прав потребителей" неустойки в размере 3% от стоимости заказа за каждый день просрочки, в договоре указан штраф в размере 0,2 % от стоимости просроченной поставки за каждый день просрочки. Порядок разрешения споров также не соответствует Закону РФ "О защите прав потребителей" (ст. 17). Потребительские споры подлежат разрешению в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном порядке.

Напоминаем потребителям о существовании Правил бытового обслуживания населения в РФ, которые распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг.

Правила содержат достаточно подробный перечень сведений, с которыми должен быть ознакомлен потребитель перед заключением договора, порядок заключения и условия исполнения услуг, особенности оказания отдельных видов услуг (выполнения работ) - пошив обуви, ремонт, изготовление одежды, услуги химчистки, ремонт и изготовление мебели, услуги парикмахерских, ювелирные работы. Особое внимание следует уделить разделу, посвящённому ответственности исполнителя.

С Правилами бытового обслуживания потребитель может, а подчас и должен ознакомиться перед заключением договора на оказание ему бытовой услуги.