Пензенским Союзом потребителей проведена серия проверок соблюдения законодательства о защите прав потребителей организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению бытовые услуги, такие как пошив и ремонт одежды, ремонт обуви, ремонт часов, фото-услуги, услуги химчистки.

Основаниями для проверок послужили жалобы граждан на некачественное исполнение услуг, ненадлежащее оформление заказов, отсутствие культуры обслуживания, неисполнение законных требований клиентов.

В результате проверок выяснилось, что большая часть предприятий службы быта руководствуется устаревшими Правилами бытового обслуживания или вообще не знает о существовании Правил, регламентирующих их деятельность. Незнание Правил бытового обслуживания, утверждённых Постановлением Правительства от 15.08.97 г. N1025, объяснялось прекращением со стороны органов местного самоуправления оказания методической помощи и контроля за службой быта, а самостоятельно отслеживать изменения в законодательстве у работников нет навыков.

Особые нарекания вызывает документальное оформление заказов. В настоящее время должны применяться разработанные Министерством финансов РФ формы бланков оформления заказов, дифференцируемые в зависимости от вида услуги. Основные требования к оформлению заказа:

  • письменная форма заказа;
  • заказ должен быть оформлен не менее чем в 2-х экземплярах по одному у исполнителя и у заказчика;
  • применение установленных форм документов;
  • заполнение всех указанных в бланках реквизитов;
  • разборчивость и аккуратность заполнения документов;
  • использование контрольно-кассовых аппаратов или квитанций, а также талонов при расчётах с населением.

Ненадлежащее исполнение перечисленных требований не только является нарушением Правил бытового обслуживания, но и может послужить основанием для злоупотреблений, как со стороны работников предприятий бытового обслуживания, так и со стороны недобросовестных потребителей. Так, отсутствие подробного описания модели заказываемого платья, особенностей отделки изделия, необходимых мерок может повлечь изготовление изделия с отступлениями от фасона, не отвечающего требованиями клиента, или стать основаниями для неправомерных запросов заказчика, не оговорённых при приёме заказа, что нередко является основой конфликта.

Использование надлежащим образом типовых бланков, четкое следование инструкциям по их заполнению помогло бы избежать неприятностей. Но, к сожалению, это не является очевидными для работников бытового обслуживания. Им привычнее и удобнее кое-как, под старую "копирку" заполнить неразборчивым подчерком отдельные графы. Чаще всего пропускаются сроки исполнения заказа, отметки об особенностях исполнения, практически не используются графы: отметки об обнаруженных недостатках, гарантии на работу (услугу).

Эти и другие недостатки в работе предприятий бытового обслуживания стали предметом обсуждения на встрече представителей Пензенского Союза потребителей и работников службы быта. В доверительной беседе были разъяснены нормы действующего законодательства, рассмотрены пути разрешения типичных проблем в обслуживании населения.

В ближайшее время Пензенский Союз потребителей намерен продолжать работу по контролю за соблюдением прав потребителей за деятельностью предприятий бытового обслуживания.