"Правнуки детей лейтенанта Шмидта" недавно посетили Пензенский Союз потребителей. Поводом для визита послужил акт проверки одной из фирм, занимающейся сделками с недвижимостью.

При проверке в фирме не оказалось документов, необходимых для осуществления риэлтерской деятельности: свидетельства о регистрации, устава, аттестатов риэлтеров. Руководителю фирмы предложено было предъявить недостающие документы.

В назначенное время появился молодой человек, представившийся директором фирмы. С ним поговорили о результатах проверки, разъяснили недостатки, отмеченные в акте. Через несколько минут после ухода гостя, появился новый человек, представившийся руководителем той же фирмы. Не правда ли, забавно?

Начали разбираться: кто есть кто. Утешительного мало: - "Вам нужен приказ о назначении? Напишем. Вам каким числом?" О том, что руководители риэлтерских фирм, наделённые правом подписи документов, относящихся к сделкам с недвижимостью, как и сотрудники, непосредственно участвующие в заключение сделок от имени юридического лица, должны пройти аттестацию, подтверждающую их квалификацию, "последний" директор узнал впервые от нас.

Какой можно из этого сделать вывод? Сделка купли-продажи, недвижимого имущества, заключённая при посредстве фирмы, может иметь неблагоприятные для клиентов последствия. Некомпетентность при определении условий договора может повлечь недействительность сделки полностью или частично; отсутствие полномочий на заключение договоров, при неясности с правами должностных лиц на подписание договоров, также может повлечь признание сделки недействительной.

Жалоб на описанную фирму ещё не было, но при таком подходе к работе, вероятность их появления высока.

"И на старуху бывает проруха". Народная мудрость подтверждается особенно сейчас. Пожилым людям нелегко приспособиться к "рыночно-базарным" отношениям, а отсутствие опыта и профессионального контроля в сфере недвижимости осложняет, а иногда и не позволяет, принять меры по защите их прав и интересов.

Куплена квартира, а потом возникли вопросы - что? как? с кем? почему? сколько? и т.п. И это обычная ситуация: консультируются, спрашивают совета, требуют помощи после того, как дело уже сделано, и исправить допущенные ошибки весьма затруднительно.

Пожилая женщина, решившая обосноваться в г. Пензе, доверила заботу по поиску квартиры, заключение договора одной из риэлтерских фирм. При этом была оговорена предельная сумма покупки сделки, включающую непосредственно стоимость квартиры, расходы по оформлению и вознаграждение посредника.

Лишь после приобретения квартиры покупательница задумалась о том, на сколько выгодно работать с фирмой. Разница между суммой, заплаченной ею по договору с риэлтерской организацией и суммой, полученной продавцом квартиры, даже с учётом издержек по оформлению сделки, составила несколько миллионов рублей. Эта сумма и составляла вознаграждение фирмы.

В данной ситуации, покупательница не использовала своего права на получение полной, достоверной и своевременной информации об услугах, оказываемых исполнителем. А при необходимости, можно было бы, и потребовать составления сметы расходов и их документального подтверждения. Владение данной информацией позволило бы определиться в выборе пути поиска продавца и покупки квартиры: действовать самостоятельно или воспользоваться услугами риэлтера.

В дополнение стоит напомнить, что любые документы, оформляющие договорные отношения необходимо сохранять, и было бы совсем неплохо снять с них копии. Так, в описанном выше случае имела место ликвидация некоторых документов работниками фирмы, и доказать условия и размер платежей, реально произведённых, стало проблемой.

В завершение, просим обращать особое внимание на сделки с недвижимостью. Незнание азов гражданского права и невнимательность при купле-продаже домов, квартир, дач, гаражей могут обернуться серьёзными финансовыми проблемами.

Ваш здравый смысл и житейская мудрость, подкреплённые профессионализмом риэлтеров, помогут совершить удачную сделку. При выборе риэлтерской организации (а их в Пензе много) обращайте внимание на:

  • организационно-правовую форму;
  • наличие лицензии;
  • длительность работы на рынке недвижимости;
  • наличие аттестатов у сотрудников;
  • имидж фирмы;
  • советы знакомых;
  • доступность, полноту доведения информации о фирме и её услугах;
  • готовность обсуждать, многовариантность форм работы;
  • аккуратность в оформлении бумаг;
  • наличие полномочий сотрудников на заключение сделки.

Скрытность, умалчивание, нежелание оформлять все документально должны Вас насторожить.

А лучше всего до заключения сделки обратиться за консультацией к юристам-профессионалам.