В Пензенский Союз потребителей поступают многочисленные обращения граждан, ставших в апреле-мае 1997 года обладателями телефонных номеров, обслуживаемых АТС-52. Тариф на установку телефонов АТС-52 был выше тарифов на аналогичные услуги Пензенской ГТС, оказываемых иными АТС. В течение непродолжительного времени существовали два разных тарифа на однотипные услуги, оказываемые одной организацией.

Приводим, для примера, текст одного из письма:

"13 мая 1997 года, после 24-летнего стояния в очереди на установку телефона, я, инвалид 2 группы общего заболевания, получил извещение. Мне предлагалось поставить телефон на льготных условиях за три миллиона рублей. Придя на АТС, я поинтересовался, почему такая большая сумма. Мне ответили, что АТС-52 укомплектована импортным оборудованием, купленным за валюту. То есть расходы решили погасить за счет инвалидов и ветеранов войны.

Я заплатил три миллиона, телефон мне установили 29 мая. Потом я узнал, что с 15 мая оплата уменьшилась в два раза и стала равной общегородскому тарифу (1500 тысяч рублей).

Считаю, что это несправедливо по отношению к людям. Прошу объяснить мне правомерность того, как с нами поступили".

Пензенский Союз потребителей обратился за разъяснением сложившейся ситуации к непосредственному исполнителю телефонных услуг - ОАО "Связьинформ" (Пензенская ГТС является его структурным подразделением). Повышенный тариф был обоснован возможностью предоставления дополнительных услуг, то есть в общую стоимость слуги по установке телефона включены стоимости еще незаказанных пользователями дополнительных услуг.

Так как в п.3 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей" содержится прямой запрет на предоставление потребителям без их согласия дополнительных услуг, а согласно ст.426 ГК РФ цена услуг связи, а также иные условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех потребителей.

Союз потребителей обратился в областную прокуратуру с вопросом о правомерности установления органами государственной власти различных тарифов на однотипные услуги. Состоялся обстоятельный разговор, в результате которого было решено скоординировать действия в защите интересов абонентов сети АТС-52. Областная прокуратура готова представлять в суде интересы малоимущих, инвалидов, ветеранов войны и труда. Пензенский Союз потребителей, в свою очередь, будет помогать остальным абонентам АТС-52, которые заплатили за установку телефона по повышенному тарифу.

Кроме того, в целях решения вопроса о возмещении убытков всем пользователям АТС-52, дело передано на рассмотрение в Пензенское территориальное антимонопольное управление. Пензенский Союз потребителей также заручился поддержкой в решении этого больного вопроса Международной конфедерации обществ потребителей и лично председателя Государственного антимонопольного Комитета России Н.Е.Фонарёвой.

Информация дана по состоянию на июль 1997 года.