Покупка по почте
На смену когда-то единственной конторе, осуществляющей посылочную торговлю, сегодня пришло множество фирм, рассылающих товары по почте. Технология проста. Продавец выпускает каталог или публикует информацию в газете, либо оплачивает рекламу по телевидению. Покупатель выбирает товар, платит деньги, оформляет стандартный бланк заказа и пересылает его продавцу, либо делает заказ по телефону. Получив заказ, продавец по почте доставляет товар покупателю.
Ассортимент товаров очень широк. Предлагают всё: от дорогостоящей мебели до пилочек для ногтей.
К сожалению, при всём удобстве посылочной торговли, потребителя зачастую ждут горькие разочарования.
Во-первых, не исключено простое мошенничество. Предположим, некая фирма даёт в газетах объявления о продаже чудодейственных препаратов, которых в Вашей аптеке нет, не было и никогда не будет. Условия покупки очень просты: Вы выбираете лекарство, оплачиваете его почтовым переводом и направляете заказ фирме. Получив деньги и решив, что на этом её "благородная" миссия закончена, фирма исчезает.
Во-вторых, выбирая товар по каталогу (а тем более по чёрно-белой газетной рекламе), Вы должны понимать, что реально вещь может быть далеко не так красива, как казалась на картинке.
В-третьих, с момента оформления заказа до фактического получения товара проходит довольно много времени (от недели до месяца), и есть вероятность, что Вы можете либо передумать, либо найти подходящий товар в обычном магазине. Вернуть же уплаченные деньги практически невозможно.
В-четвёртых, Ваш товар может потеряться при пересылке.
В-пятых, у Вас на руках часто не остаётся никаких документов, мало того, нередко Вы даже не знаете, с кем именно заключали договор. И как в таком случае отстаивать свои права, если в товаре обнаружатся недостатки.
Претензии к посылочной торговле часто возникают из-за несоблюдения обещанных сроков доставки, получения не того товара, который был обещан, и низкого качества самой вещи. Что делать, во всех этих случаях?
Человек, покупающий по почте товар, обладает теми же правами, что и любой другой потребитель. На посылочную торговлю, как и на магазины, распространяется Закон РФ "О защите прав потребителей".
Если в каталоге или в рекламе указан срок, в течение которого Вы должны получить товар, то в случае его нарушения Вы имеете право потребовать уплаты неустойки в размере 3% за каждый день просрочки. Если в сумме, которую Вы уплачиваете, стоимость доставки указана отдельно, то эти 3% рассчитываются от стоимости доставки, если нет - то от стоимости всего заказа.
Если потребительские свойства товара не соответствуют объявленным или товар оказался ненадлежащего качества, то Вы имеете право по своему выбору потребовать:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков;
- замены на аналогичный товар надлежащего качества;
- замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;
- расторжения договора купли-продажи, то есть возврата денег.
При этом продавец обязан также возместить Вам все убытки, которые возникли у Вас вследствие покупки товара ненадлежащего качества.
Советы при покупке товаров по почте:
- Перед тем, как купить товар по почте, постарайтесь получить от фирмы максимально полную информацию о ней самой (официальное название, юридический адрес) и о том, как будет оформлена покупка, куда обращаться, если товар Вам не подойдёт.
- Оговорите условия возврата товара, узнайте всё о гарантии и о том, кто осуществляет сервисное обслуживание сложнотехнических товаров.
- Храните документы и информацию обо всём, что связано с Вашим заказом: копию купона-заказа при покупке по почте; дату и время звонка; данные телефониста, если заказ делался по телефону; копию квитанции об оплате или почтовую квитанцию; каталог или рекламу, на которую Вы соблазнились.
- При получении товара на почте проверьте, то ли Вы получили и в каком состоянии: в случае чего работники почты подтвердят Ваши слова.
- Если фирма отказывается предоставить Вам подробную информацию, то лучше воздержитесь от покупки.
- По возможности пользуйтесь услугами фирм с хорошей репутацией. Если Ваши знакомые уже имели неприятности, то не повторяйте их ошибок в надежде, что Вас "пронесёт".
- Хорошенько подумайте, насколько Вам необходимы те или иные товары, реализуемые через посылочную торговлю.
По материалам журнала "СПРОС"
См. также деятельность фирмы "Еврошоп"