Главная

Инструкция

Download

Примеры

Статьи, исследования

Вы здесь: Главная\Инструкция
Дата последнего обновления: 01.08.2003

Инструкция пользователя
программы «Прикладной Социолог»

Быстрый старт

 

"ПриС" 2.1 является Shareware - Вы в течение 30 дней с момента установки можете пользоваться полной функциональностью программы.

На сайте выложено Руководство пользователя в формате pdf (1 441 Kb).

На домашней странице кратко описана функциональность программы. Вы можете:

  • создавать новую анкету
  • верстать анкету
  • просматривать и распечатывать задания интервьюерам
  • вводить анкеты в базу данных
  • производить анализ БД заполненных анкет с использованием фильтров
  • сохранять сформированные отчеты в файле отчетов для дальнейшей работы без использования программы «Прикладной Социолог»

Ниже рассмотрены основные действия по шагам.

 

Установка «ПриС»

 

Для установки программы:

  1. Если Вы пользуетесь Ms Excel 2000 и выше, то установите среднюю степень защиты от вирусов - меню Сервис, подменю Макрос, пункт Безопасность..., закладка Уровень безопасности. На закладке Надежные источники надо установить флажок Доверять всем установленным надстройкам и шаблонам.
  2. Если у Вас был установлен "ПриС" предыдущих версий (полнофункциональные или демо-версии), то Вам необходимо их деинсталлировать.
  3. Запустите на выполнение самораскрывающийся архив PriS2-1.exe, в появившемся окне необходимо указать место, куда устанавливать программу (по умолчанию - папка C:\Program Files\PriS21).
  4. Автоматически откроется файл Setup_PriS(2-1).xls. Если в Excel у Вас установлена защита от макровирусов, то при открытии файла нажмите кнопку Включить макросы.
  5. В открывшемся окне исправьте, если необходимо, наименование папок, в которых будут размещаться Ваши опросы. По умолчанию предлагаются папки c:\Социолог и c:\Социолог\Опросы.
  6. Нажмите кнопку Установить.
  7. Установка программы завершена.
  8. На рабочем столе появился ярлык "ПриС" - он открывает Список опросов (работает правильно, если Вы не изменяли стандартное расположение папок).

Если по ознакомлении с программой Вы захотите ее удалить, то выполните следующие действия:

  1. В папке C:\Program Files\PriS21 откройте файл Setup_PriS(2-1).xls. Если в Excel у Вас установлена защита от макровирусов, то при открытии файла нажмите кнопку Включить макросы.
  2. В открывшемся окне нажмите кнопку Удалить.
  3. Удалите папку C:\Program Files\PriS21. Программа с Вашего компьютера удалена.
  4. Если Вам не нужны опросы, с которыми Вы работали, удалите папку с опросами и со списком опросов (или почистите их вручную).

 

Основы работы
с программой

 

Работа с опросами в программе возможна двумя способами:

  1. Через список опросов (рекомендуется)
  2. Непосредственно с файлами опроса - как правило, этот способ используется для ввода анкет на удаленном компьютере

Список опросов доступен в среде Excel - меню "Сервис", пункт "Открыть список опросов".

Для того, чтобы создать новый опрос:

  1. Откройте список опросов - это можно сделать открыв файл "Список опросов.xls" (его местоположение Вы указали при инсталляции программы) или в среде Excel выбрать в меню "Сервис" пункт "Открыть список опросов"
  2. В меню "Список опросов" выберите пункт "Создать новый опрос";
    это же действие можно выполнить нажав на вторую кнопку на панели инструментов
  3. В появившемся окне заполните название опроса (остальное можете оставить по умолчанию) и нажмите кнопку "Создать опрос"
  4. На экране появится главное управляющее меню "Дерево опроса". Нажмите кнопку "Разработать анкету"
  5. В меню "Структура опроса", подменю "Список вопросов и ответов" выберите пункт "Новый вопрос";
    это же действие можно выполнить нажав на вторую кнопку на панели инструментов
  6. Заполните текст вопроса
  7. Активизируйте любую ячейку на строке с текстом вопроса и выберите в меню "Структура опроса", подменю "Список вопросов и ответов" выберите пункт "Новый ответ";
    это же действие можно выполнить нажав на третью кнопку на панели инструментов
  8. Заполните текст ответа
  9. Выполняйте шаги 4-8 для редактирования анкеты
  10. По окончании редактирования анкеты выберите в меню "Структура опроса" пункт "Дерево опроса";
    это же действие можно выполнить нажав на первую кнопку на панели инструментов
  11. На экране появится главное управляющее меню "Дерево опроса". Нажмите на кнопку "Изм. анкеты разрешено". Она перейдет в нажатое состояние и надпись на ней сменится на "Изм. анкеты запрещено". При этом станут доступны дальнейшие действия с анкетой, рекомендованные выделены жирным шрифтом.

 

Подключение
готовых опросов

 

Чтобы максимально полно ознакомиться с функциональностью программы «Прикладной Социолог» скачайте на странице Примеры файл с учебной анкетой

  1. Распакуйте файл с учебной анкетой в папку опросов (ее местонахождение Вы указали при инсталляции)
  2. Откройте список опросов - это можно сделать открыв файл Список опросов.xls (его местоположение Вы указали при инсталляции программы) или в среде Excel выбрать в меню "Сервис" пункт "Открыть список опросов"
  3. В меню "Список опросов" выберите пункт "Добавить опрос с диска";
    это же действие можно выполнить нажав на четвертую кнопку на панели инструментов
  4. В появившемся окне "Открытие документа" найдите и откройте файл структуры опроса - он имеет название вида ИмяОпроса_Cтруктура.xls
  5. В списке опросов появилась новая строка с названием подключенного опроса - Вы можете начинать работу с ним

Работа с опросом

 

Работа с опросом в основном ведется через Список опросов (см. выше) - он доступен из среды Excel - меню "Сервис", пункт "Открыть список опросов".

  1. В списке опросов выберите нужный Вам опрос (активная ячейка должна распологаться на строке этого опроса) и в меню "Список опросов" выберите пункт "Начать работу с опросом";
    это же действие можно выполнить нажав на первую кнопку на панели инструментов
  2. Откроется файл структуры выбранного Вами опроса (состав файлов опроса и их имена см. на Рисунке) и активизируется основное управляющее окно - "Дерево опроса". На нем изображен процесс проведения соцопроса. Выберите действие, которое Вы хотите совершить. Рекомендуемые действия выделены жирным шрифтом.

Обращаем Ваше внимание на центральную кнопку на "Дереве опроса" - она в нажатом состоянии называется "Изменение анкеты запрещено", а в отжатом - "Изменение анкеты разрешено". Смысл этих состояний таков: если Вы меняете анкету (добавляете/убираете вопросы и ответы, меняете их порядок), то Вы не можете вводить и анализировать анкеты и делать прочие действия. Когда Вы закончили разработку анкеты (составили список вопросов и ответов), то надо ее "запереть" - запретить изменения, после чего верстать анкету (создавать ее печатную форму), создавать программу ввода, вводить заполненные анкеты и т.д.

Лист "Паспорт" структуры анкеты используется как записная книжка по этому опросу. Вы можете вносить туда любые записи - там уже содержится типовая заготовка.

Все действия со структурой опроса доступны через меню "Структура опроса". На панель инструментов вынесены кнопки открытия "Дерева опроса" и редактирования списка вопросов и ответов анкеты.

 

Верстка анкеты

 

Верстка анкеты - это создание по готовому списку вопросов и ответов печатной формы анкеты в формате Word '97. Считаем, что у Вас открыта структура опроса:

  1. Откройте лист "Анкета"
  2. Вы можете редактировать текст вопросов и ответов - это делается обычным редактированием содержимого ячеек в Excel
  3. В столбце "Печать" поставьте "1" напротив тех вопросов и ответов, которые должны войти в печатную форму анкеты, и "0" напротив тех, которые войти в нее не должны (к примеру, указание точки опроса - Вы сами посылаете интервьюеров в нужные Вам точки города, так что для анализа этот вопрос нужен, но респонденту его видеть не обязательно)
  4. Запретите изменение анкеты - это можно сделать через "Дерево опроса" или выбрав в меню "Структура опроса" пункт "Запереть структуру"
  5. Верстаем анкету - кнопка "Верстка анкеты" в "Дереве опроса" или в меню "Структура опроса" подменю "Подготовка опроса" пункт "Верстка анкеты"
  6. Откроется Word и в нем на основе имеющегося шаблона будет создана печатная форма анкеты. После того, как список вопросов и ответов будет полностью перенесен, доработайте анкету - в шапке укажите цель опроса и кто его проводит, можете изменить шрифт и его размер, частично изменить текст вопросов (к примеру, в неальтернативных вопросах добавив слова "Укажите не более трех ответов" и т.п.)
  7. Сохраниете сверстанную анкету
  8. Теперь можете ее распечатывать

Внимание! При повторной верстке анкеты все Ваше форматирование потеряется, так что не тратьте много времени на редактирование промежуточных вариантов анкеты

 

Ввод анкет

 

На листе "Форма ввода" расположены группы чек-боксов (квадратиков с галочками) - по одному на каждый ответ. Название чек-бокса - код ответа. В отдельной ячейке указан номер анкеты (он должен быть больше 0).

  1. Для ввода анкеты выберите нужный номер анкеты (кнопка "Выбрать")
  2. Мышкой отметьте коды ответов по баполненной респондентом бумажной анкете
  3. Нажмите кнопку "Записать" - заполненная анкета запишется в базу данных, а на экране появится следующий номер анкеты
  4. Периодически сохраняйте базу данных на винчестер - это можно сделать, нажав кнопку "Сохранить БД" на панели инструментов или выбрав такой пункт в меню "Ввод анкет"

Внимание! Если при нажатии кнопок выдается ошибка, выберите в меню "Ввод анкет" пункт "Ремонт после сбоя"

 

Анализ анкет

Анализ анкет аналогичен вводу - подобная форма, только вместо чек-боксов с кодами ответов стоят фильтры - списки с тремя вариантами:
"---" - безразлично;
"Да" - в анкете этот ответ должен быть выбран;
"Нет" - в анкете этот ответ должен быть не выбран.

  1. В переключателе "Фильтр"/"Хи квадрат" выберите "Фильтр"
  2. Укажите нужный фильтр - к примеру, отметив "Да" напротив ответа "Мужчина", мы будем анализировать только ответы респондентов-мужчин. Если отметим "Нет" напротив ответов "Безработный" и "Пенсионер", мы будем анализировать ответы работающего населения и студентов.
  3. Нажмите кнопку "Сформировать отчет"
  4. На листе "Отчет" сформирован отчет по частотам ответов на вопросы анкеты с учетом выбранного фильтра
  5. Если результаты нужны для дальнейшей работы, сохраните результаты в файле отчетов. Для этого выберите в меню "Анализ анкет" пункт "Сохранить результаты в файл отчета" или выбрав на панели инструментов пятую кнопку "Записать в отчет"

Полученный файл отчетов представляет собой обычную таблицу Excel, нормально существующую без программы «Прикладной Социолог», поэтому его можно скопировать в другое место и украшать диаграммами и графиками, предоставлять заказчику как результат работ.

Внимание! Если при нажатии кнопок выдается ошибка, выберите в меню "Анализ анкет" пункт "Ремонт после сбоя"

 

Главная | Инструкция | Download | Примеры | Статьи, исследования