Что изменилось за 5 лет действия Закона РФ "О защите прав потребителей"

Защита прав потребителей и потребительское образование

Справка о деятельности Пензенского Союза потребителей по внедрению комплексного потребительского образования в г. Пензе

Потребительское образование с марта 1996 по сентябрь 1997 года

Потребительское образование за 1997/98 учебный год

Ещё раз о введении потребительского образования в Пензе

Подготовительная работа к введению курса “Основы потребительских знаний” в школах города началась в марте 1996 г. Во время декады, посвящённой Международному дню защиты прав потребителей (5-15 марта) в Пензенских школах были проведены лекции с учениками старших классов, в ходе которых обнаружилось незнание школьниками элементарных потребительских прав.

По окончании уроков “потребительского ликбеза”, как правило проходили спонтанные беседы с руководителями школ и учителями-правоведами, причём у большинства преподавателей предлагаемый материал вызвал неподдельный интерес. Т.о., были налажены контакты с директорами нескольких школ и получено их согласие на преподавание основ потребительского законодательства в школах.

Следующим этапом стали встречи с заместителем главы администрации города, со специалистами городского отдела народного образования, методического центра подготовки учителей. Целью было поставлено разъяснение задач потребительского образования, необходимость преподавания основ потребительских знаний в учебных заведениях города.

Накануне 1996/97 учебного года был проведён семинар для преподавателей-правоведов средних школ города с участием специалистов Международной Конфедерации обществ потребителей Е.В.Кузнецовой и Д.М.Сорк. На семинаре была представлена уникальная методика преподавания курса “Основы потребительских знаний”, разработанной КонфОП.

Результатом проделанной работы явилось преподавание предмета в 9 школах города. Со всеми этими школами подписано соглашение о сотрудничестве (см. Приложение). Кроме того, прорабатывается возможность введения 14-часового блока основ потребительских знаний в рамках курса “Человек и общество” в 10х классах средних школ.

Начата деятельность по вовлечению в потребительское движение пензенских подростковых клубов, созданию секций юного потребителя. Основная цель подобных секций - разъяснение юным горожанам их потребительских прав, информирование о некачественных товарах и услугах, встречающихся в Пензе.

По оценке специалистов Международной Конфедерации обществ потребителей и института “Открытое общество” Пенза является лидером в распространении потребительского образования. Именно поэтому в марте 1997 г. на пензенской земле была проведена Международная научно-практическая конференция “Потребительское образование: теория и практика”. Её участниками стали представители КонфОП, фонда Сороса, института “Открытое общество”, Государственного комитета по антимонопольной политике, Министерства образования России, а также преподаватели, члены общественных потребительских организаций и отделов государственных органов из 28 регионов России и стран СНГ. В работе конференции участвовали и пензенцы: руководители и специалисты Пензенского антимонопольного управления, областного и городского департаментов образования, института повышения квалификации учителей, научно-методического центра, городского отдела образования, администраций города и районов, обществ потребителей и, конечно, преподаватели, которых привлекла идея потребительского образования.

Работа конференции оказалась очень интересной: возможность общения с коллегами, обмен опытом и планами, показ видеоматериалов и литературы, деловые игры, работа в секциях - всё служило одной цели: максимально расширить сферу потребительского образования, привлечь к нему большее количество неравнодушных людей.

Итогом работы стало создание Межрегиональной Ассоциации “Потребительское образование”, объединившей всех энтузиастов, независимо от рангов и профессий. В состав этой общественной организации вошли государственные служащие, общественные деятели, преподаватели школ, техникумов и ВУЗов, воспитатели детских садов.

Такая активность по внедрению потребительского образования в учебных учреждениях не случайна: консьюмеризм служит социальной адаптации подростков и молодёжи в условиях рыночной экономики. Именно поэтому виден большой интерес к введению курса “Основы потребительского поведения” со стороны научно-методического центра городского отдела образования, института повышения квалификации учителей и руководителей многих учебных заведений города.

Стоит упомянуть, что преподавателям, которые уже ввели этот курс в 1996/97 учебном году, методические материалы и подписка на журнал “СПРОС” предоставлялись Пензенским Союзом потребителей бесплатно. В новом учебном году появяется также учебники, видеофильм и компьютерные игры. Видимо, школы “приобщившиеся” к потребительскому образованию раньше других, получат эти учебные материалы бесплатно. Остальным будет сделана значительная скидка. Но пока это в будущем, хотя и недалёком.

А сейчас идёт активная работа по подготовке преподавателей курса “Основы потребительского поведения”. Мы приглашаем всех, кого заинтересовала предложенная тема, подключаться к её разработке.

На первую страницу